Законы элементарной диалектической логики
Вторым признаком логики как науки о рассуждениях (после признака: "наличие вывода") будет наличие законов связи мыслей в рассуждении. Имеем, две группы законов.
Группа А. Законы формальной логики:
- Абстрактного тождества.
- Запрещенного противоречия.
- Исключенного третьего.
Группа Б. Законы элементарной диалектической логики:
- Конкретного тождества.
- Разрешенного противоречия.
- Включенного третьего.
Смысл обсуждаемого третьего принципа состоит в том, чтобы, действуя на поле формальной логики и руководствуясь общим законом диалектики (законом единства и взаимодействия противоположностей), установить единство во взаимодействии двух противоречивых логик.
Ибо, если нет противоречащих друг другу логик, то нет и проблемы, подлежащей разрешению.
По-вашему, предъявление двух групп взаимоисключающих законов - это есть отмена законов одной из логик?
Первый закон фиксирует субъектность логики. Субъект рассуждения один и он не вправе противоречить себе. Второй закон фиксирует неизменность понятий в процессе рассуждений.
Третий закон предписывает значность логики: в традиционной формальной логике используются два истинностных значения, две оценки высказывания: "истинно" и "ложно".
Трем законам (принципам) в ТФЛ противопоставляются в порядке интегральной всеполноты три принципа элементарной диалектической логики:
- противоречить разрешено,
- принцип конкретного тождества (тождество противоположностей),
- принцип исключенного четвертого (третье дано).
Отрицание диалектиками диалектической логики как самостоятельной дисциплины мотивировалось ссылкой на тождество, вытекающее из известного положения классика марксизма "В «Капитале» применена к одной науке логика, диалектика и теория познания [не надо 3-х слов: это одно и то же] материализма, взявшего все ценное у Гегеля и двинувшего сие ценное вперед» ".
Давайте наконец-то будем апеллировать к законам диалектической логики! Это правильное положение (про "Капитал" и применение к одной науке трёх инструментов). Однако из него в нарушение Закона конкретного тождества сделан неправильный вывод в отношении статуса диалектической логики как логики. Мол, диалектическая логика не логика. Да, и в принципе она не нужна, поскольку есть "диалектика" и ей, последней, тождественна диалектическая логика.
Но:
Логика, онтология и гносеология как раз и представляют собой противоположности, имеющие самостоятельное значение. Противоположности должны быть изначально противоположными. Они отличаются друг от друга, хотя примененные к предмету исследования составляют единое целое метода диалектики.
--
Комментариев нет:
Отправить комментарий