Диалектика и формальная логика
1. Часто в публикациях можно увидеть
противопоставление диалектики и формальной логики. Здесь под диалектикой
понимают либо её первый исторический смысл как искусство совместного
рассуждения в условиях взаимного исключения позиций сторон. Либо термин
"диалектика" используется из-за небрежного смешивания современного
понятия науки о наиболее общих законах развития в природе, обществе и
мышлении с частным понятием диалектической логики как науки об обычных
рассуждениях.
Таким образом, основное различие формальной логики и диалектики
состоит в том, что формальная логика - это специальная научная
дисциплина, предметом которой являются правильные рассуждения.
Диалектика же есть философское учение о наиболее общих законах развития
природы, общества и мышления. В этом смысле, обе дисциплины для
сопоставления слишком далекие друг от друга.
2. Иногда частный предмет "логику" поднимают
(расширяют) до уровня философии (метафизика) и тогда уже метафизику как
анти-диалектику сопоставляют с диалектикой. К логике в исконном смысле
этого слова как науке о рассуждениях взаимоотношение метафизики и
диалектики не имеет никакого отношения.
При расширении логики до уровня философии, диалектическая логика
делится на две части: элементарная (логика рассуждений) и философская
(гносеология + онтология). Равным образом такому делению будут
соответствовать в формальной логике: элементарная часть (логика
рассуждений, или традиционная формальная логика) и философская
(метафизическая логика = гносеология + онтология).
3. Или наоборот. Диалектику зауживают до предмета "логика" и начинают вести речь об отрицании "диалектикой как логики"
основных законов правильного мышления (непротиворечия, тождества,
исключенного третьего). Здесь, на критике диалектики как логики преуспел
известный эпистемолог Карл Поппер в своей знаменитой статье "Что такое
диалектика?".
Итак. Первый, поверхностный слой, это диалектика в
смысле диалектической эпистемологии. В последней понятия, аккумулирующие
знания, рассматриваются не как застывшие формы мысли (что характерно
для метафизики), а как подвижные, развивающиеся теоретические системы.
Второй слой диалектики глубинный - обращен к подвижности понятий, их
самодвижению и противоречию как источнику этого самодвижения. Возникает
терминологическое смешение: "и та, и другая – и формальная логика и диалектика – суть обе логики".
Тогда как, строго терминологически речь должна идти о формальной
логике и диалектической логике. И уже в этом случае искать отличительный
и собственный признаки формальной логики именно по отношению к диалектической логике (а не по отношению к диалектике) для того, чтобы ограничить их тождество, различить друг от друга.
--
Диалектический тандем формальной логики и диалектической логики.
Формальная логика со своими законами абстрактного тождества, непротиворечия и исключенного третьего фиксирует устойчивость в развитии мысли,
а диалектическая логика со своими дополнительными положениями о
позволенном противоречии, конкретном тождестве и включенном третьем фиксирует динамику в развитии мысли (отрицание отрицания, переход количества в качество и обратно, взаимодействие противоположностей).
Диалектика в значении учения о всеобщей
связи и развитии, по Энгельсу, ориентирует на применении трёх основных
законов (в современной трактовке): Единство и взаимодействие
противоположностей, Перехода количества в качество и обратно, Отрицание
отрицания. Разумеется, применение других философских категорий позволяет
раскрыть и реализовать творческий потенциал естественного интеллекта в
той или иной сфере научной и практической деятельности.
Что касается универсальности противоречия, "имеет отношение ко
всему", то в диалектике подчёркивают: не ко всему, а именно к сущностным
отношениям противоположных моментов внутри системы.
Поэтому вскрытие сущностных внутренних моментов в развивающейся
системе является нетривиальной, творческой задачей или проблемой.
--
Комментариев нет:
Отправить комментарий