ЭПИСТЕМИЧЕСКАЯ ЛОГИКА — ветвь модальной логики. В широком понимании ее задачей (как и доксастической логики при таком же понимании) является анализ сложно-подчиненных предложений с придаточными, вводимыми союзом «что» и глаголами главного предложения «знать», «верить», «считать», «полагать», «сомневаться».
Напр., «Брут не знал, что число римских цезарей из рода Юлиев больше, чем 1», «Колумб верил, что он проложил новый морской путь в Индию» и т.д.
Такие предложения выражают отношения между лицом (агентом) и мыслью, выраженной придаточным предложением. В логической литературе их называют пропозициональными или познавательными установками.
В узком смысле Эпистемическая логика предполагает логический анализ только пропозициональной установки знания, а доксастическая логика — анализ только пропозициональной установки веры (мнения). Познавательные установки имеют вид:
«я знает, что А» (символическая запись — КА),
или
«я верит, что А» (символическая запись — ВаА),
гдея — лицо (агент), а
А — любое предложение (точнее, мысль, выраженная в предложении А).
Их можно рассматривать как специальные бинарные отношения между агентом а и предложением А или как модальные операторы знания и веры (мнения) с агентом а.
— i / C — А (соответственно —S —А) выражает совместимость А с знанием агента а (соответственно — с его верой).
Эпистемическая и доксастические логики успешно стали развиваться особенно после того, когда Г. фон Вригт (без указания агента), а позже Я. Хинтикка (учитывая агента знания и веры) предложили рассматривать познавательные установки как модальности, т.е. выражения, содержащие модальные операторы.
Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». И.Т. Касавин. 2009 http://epistemology_of_science.academic.ru/946/эпистемическая логика
Эпистемическая логика, ТФЛ и ЭДЛ
Каждый раз не устаю подчеркивать, что ТФЛ - бессубъектная логика, а элементарная диалектическая логика - логика субъектная. Что это значит и в чём преимущество ЭДЛ перед ТФЛ?
Традиционной логике неважно кто выдвигает те или иные аргументы. (1)
Они
имеют значение сами по себе. Но в случае столкновения двух глубоко
эшелонированных логических систем, формальная логика теряется перед
возникшим противоречием, исходящим от разных авторов этих систем:
А & ~А = ложно (2)
Это резюме формальной логики. В то время как в отношении (3):
Аq & ~Аr =1 (3)
можно сказать, что взаимодействуют два истинных для себя авторских высказывания: субъекта Q и субъекта R.
В терминах эпистемической логики это будет выглядеть так:
КqА (q знает, что А), Аq=1 (4)
Кr~А (r знает, что не-А), не-Аr=1 (5)
Формула (3) позволяет непротиворечиво выразить противоречие
высказываний. И это при том, что согласно (1) противоречие между
высказываниями А и не-А никуда не исчезает: все формально-логические
условия противоречия соблюдены.
Ибо для формальной логики неважно, кто выдвигает суждение А и чьё суждение не-А. Отношение противоречия высказываний на лицо.
--
Комментариев нет:
Отправить комментарий