Определение 1.
Сознание - продукт и феномен человеческого существования, который характеризуется двумя взаимно исключающими признаками: (1) принципиально индивидуальным состоянием (включено - выключено - спящий режим - измененное состояние) и (2) принципиальной не индивидуальностью структуры, то есть социальной компонентой.Первый признак обеспечивает наше восприятие себя самого и окружающего мира. Второй признак обеспечивает интеллектуальное развитие индивида в плане усвоения коллективного опыта и навыков исключительно человеческой коммуникации (во младенчестве) и, в свою очередь, внесение собственных наработок в сокровищницу коллективного интеллекта (в зрелости).
Определение 2.
Сознание - феномен человеческого существа, который характеризуется двумя взаимно исключающими признакам: индивидуальным (принадлежащим человеческой особи) и принципиально не индивидуальным (принадлежащим социуму).
Структуры сознания формируются у младенца в общении с родителями, в детских играх со сверстниками, общении с учителями в школе и вузе; далее коммуникации по жизни.
Признак 1. Состояние сознания (ударили по темечку - сознание выключено; дали понюхать нашатыря - человек вновь пришёл в сознание).
Признак 2. Структура сознания принципиально не индивидуальна. Пример, Гаусс и Лобачевский в одной структуре сознания неевклидовой геометрии.
Феномен сознания сам по себе целостен. Противоречивы же его признаки. Сознание всяких там электронов (абсолютный релятивизм) и клеток отпадает, поскольку в определении прямо указано, что это феномен человеческого существа, а не каких-то электронов.
Допустим, гипотеза наличия не-индивидуальных сторон
сознания человека верна. И философы со своим мировоззрением входят в
структуру сознания, которая принципиально не индивидуальна. Тогда
становится вполне объяснимым то обстоятельство, что история философии с
самого зарождения очерчивает круг философских категорий и тем, которые
становятся предметом рассмотрения последующих поколений философов.
Представление о структуре
сознания как социумном явлении полностью исключает сознание как
действительность одного и единственного субъекта. Сознание как
философская или научная проблема относится к числу труднейших проблем
феномена человеческого существа. Подходы к описанию феномена сознания
(или "феноумена": феномен + ноумен) у философов могут быть
разные.
Соответственно, и определения разные. Разные логики. Сведение самостоятельных логик к одной общеприемлемой логике - это проблема и задача элементарной диалектической логики.
Соответственно, и определения разные. Разные логики. Сведение самостоятельных логик к одной общеприемлемой логике - это проблема и задача элементарной диалектической логики.
--
Комментариев нет:
Отправить комментарий