Норд о принципах формирования философского кружка
Рижский философский кружок (из писем А.Н.Норд 1940-41 г.г.)(народные памятники философской мысли)
(из писем А.Н. Норд – А.Д. Буренковой, Рига. 1940 – 1941 гг)
Начало цитирования:
...Не знаю, писала ли я Вам о нашем философском кружке? Он небольшой,
– всего 12 человек, но очень интересный. Очень часто затрагивается
вопрос духовного характера и интересно наблюдать: чем человек стоит ниже
в своем духовном развитии, тем у него у'же горизонт, тем он более
косный, обрядный, нетерпимый к чужой вере, к чужому мнению, а чем
человек духовно стоит выше – тем терпимее, и тем с большим интересом и
уважением, он относится к духовному миру другого.
В наш кружок попасть очень трудно – только при единогласном согласии
всех членов, т.к. мы высказываемся очень искренно в наших мировоззрениях
и человек чужой нас стеснял бы; все члены люди, признающие полную
свободу религии и мышления для каждого отдельного индивидуума. Больших
разногласий я у нас за все 4 года не видала – как-то все понимают друг
друга, – конечно, бывают возражения, но немного. Например, я делала
доклад на тему: «Труд и творчество» – со мной двое не согласились.
Особенно восстал против меня один из членов – и, пожалуй, я с ним
согласна. Я говорила, что ученый делает открытия, т.е. он находит,
открывает то, что собственно уже существовало, но люди этого не знали,
но в этом нет творчества, т.к. нового он ничего не сотворил, а он
возразил, конечно, он прав, что открыть можно материал, например, –
электричество, а как его применить – это уже творчество. Что интересно,
что все члены нашего кружка имеют разные религии и не формально, а
глубоко убежденные люди, и это не мешает общему согласию.
В среде членов есть и лекторы, и даже профессора, но несмотря на их
ученость, они с интересом выслушивают суждение таких простых смертных
как я, и я им, совсем смело, возражаю. Среди нас есть, например: один
преподающий древние восточные религии, сам он кабалист; другой есть
очень ученый еврей, кончил два факультета – юрист и естественник; он
читает курсы астрологии (влияние миров и космоса друг на друга и в
частности на жизнь человека) – это очень интересно; по своей религии он
еврей, но признает Иисуса Христа за Мессию, т.е. Сына Божия, и признает
Евангелие, как основу закона. Есть один горный инженер немец – спирит.
Есть два русских – антропософа. Один молодой русский священник,
окончивший академию и университет. Один буддист – профессор, молодой и
очень интересный и т. д. Прошлую субботу у нас было собрание – тема была
для всех – «Радость».
Кто как понимает «радость». Не было двух человек
сказавших одно и тоже. И правда, в работе люди очень однообразны, так
как они делают то, что им задано, а как человек проводит свое свободное
время, и что за душой человека – в этом проявляется его действительное
«я».
Ну, я совсем расфилософствовалась. Поздно надо идти спать!
[...]
Ну, я совсем расфилософствовалась. Поздно надо идти спать!
[...]
(Норд А.Н. – дочерям Анастасии и Татьяне. Рига – Москва. 16.05.1940)
...Ты говоришь, что наше общество интересно, но нужно иметь время – у
меня времени не то, что мало, а совсем нет, но 2 раза в месяц я нахожу
это время и иду на собрание. Часто нет времени приготовить тему, но так –
идешь по улице, или ждешь автобуса, и думаешь на заданную тему. Не
знаю, писала ли я Тебе какие бывают темы? Иногда символы вроде креста,
вписанного в круг, или змеи, кусающей свой хвост, или китайского знака,
обозначающего мудреца, ветер и молнию и т.д.; иногда изречения из
Евангелия: «Будьте, как дети», или «Не мир Я принес, а меч», или: «Не
нарушить закон Я пришел, а исполнить его», «Отдайте Кесарю Кесарево, а
Божье Богу» и т. п. Или какая нибудь мысль ученого или литератора или
философа, или просто философск. тема: «Труд и творчество», «Дух и душа» и
т.д. Тема для размышления дается всем, но предлагается говорить только
то, что сам думал о ней, не ссылаясь ни на какие авторитеты – просто
собственные мысли. Очень интересно слушать, как каждый подходит к тому
же самому вопросу.
Бывают диспуты, прения… Цель общества «внутренний рост человека». Мы
не преследуем какой-нибудь пропаганды своих мировоззрений, или религии,
или взглядов, но важно, чтобы человек не поглощался всецело мещанской
обыденщиной, немножко отрешиться от повседневных забот и подумать
отвлеченно, т.е. сказать сверху, с большего горизонта, «со стороны
глядя» – человек выясняет себе самого себя, свое «я», и, соприкасаясь с
чужим «я» он легче разбирается и в другом и в себе. А кроме роста этого
«я» тоже очень важно себя найти, понять свое назначение, свое место,
призвание; к чему я живу? какой я винтик в мировой машине. Если человек
определит свое назначение, свою роль, он знает, в чем его долг? Его, так
сказать задача, что он должен за свою жизнь выполнить. Важно, чтобы
человек себя и не переоценивал и недооценивал. Если человек
недооценивает себя, он многое теряет не рискуя, не зная своих сил и
возможностей; если переоценивает – он слишком много от себя требует, и
не может этого исполнить – получается неудовлетворенность.
Вот я опять расфилософствовалась...
Вот я опять расфилософствовалась...
Конец цитирования.
(Т.В. Пищикова. Из глубины веков. 1500-2001. — Калуга: Полиграф-Информ. 2001. — С.186-189).
--
Комментариев нет:
Отправить комментарий