Определение вопроса
ВОПРОС — мысль, побуждающая к ответу, в которой выражается просьба дополнить имеющуюся информацию с целью устранения или уменьшения познавательной неопределенности. Имеющаяся информация, явно или неявно содержащаяся в вопросе и выраженная в виде суждения или системы суждений, называется предпосылкой вопроса. Благодаря предпосылкам вопросы могут использоваться для передачи информации (Статья "Вопрос" в философской энциклопедии написана Ю.В. Ивлевым).
Согласно данному определению вопрос подведен
под понятие "мысль", а мысль не является логической категорией. Мысль
категория психологии.
Вопрос - это не только мысль, но и речевое
действие, речь. То есть определение вопроса не полное. У
материализованной в словах речи больше прав "побуждать" к чему-либо, чем
у бесплотной мысли.
Побуждать к ответу может не только вопрос, но и
суждение. И оценка! И уж тем более императив. То есть в определении
отсутствует указание на видовые отличия вопроса от других типов
высказывания.
Логика занимается формой мысли, но в
определении (как и во всей статье "Вопрос"!) даже не сказано - принимает
или нет вопрос истинностные значения истинно\ложно.
Логика отвлекается от содержания мысли, а в
данном определении сделан акцент на "информации", относящейся как раз к
содержанию мысли.
Все перечисленные положения свидетельствуют о косвенном отношении вопроса к традиционной логике.
"Вопрос не является суждением (понятием, умозаключением). То есть формой мышления", (с).
Здесь есть нюансы. Верно, вопрос не является суждением. Это видно уже из самого названия данного вида высказывания: "вопрос".
Обратите внимание, я нигде не называю вопрос формой мышления. У меня везде "вопрос" - форма мысли. Как и у Беркова здесь: [Берков В.Ф. Вопрос как форма мысли / В. Ф. Берков . – Минск : Изд-во БГУ им. В.И. Ленина, 1972].
Если же говорить о формах мышления, то было бы более корректно к "формам мышления" отнести виды абстрактно-вербального мышления и наглядно-образного.
Таким образом, в рамках абстрактно-вербальной формы мышления можно
выделить четыре вида высказывания (или четыре самостоятельные формы
мысли): суждение, вопрос, оценку, императив.
Вопрошание: гносеологический аспект, коммуникативный и логический
Познание (научное и философское) начинается с проблемы. Проблема формулируется в виде вопроса. Вместе с тем, общение, коммуникация не обходится без вопросов.
У Корета представлена деятельностная, коммуникативная сторона вопрошания:
Корет (вопрошание как коммуникация):
"2.1.2. … Здесь речь идет не о языковой форме вопросительного предложения в его логико-грамматической структуре, а о реальном акте, или исполнении, вопрошания. Под ним подразумевается реальное событие: "actus" (действительность) как "actio" (действие) или действие как действительность, т.е. реально положенное исполнение акта. Фома Аквинский называет это "exercitium actus" в смысле выполнения или осуществления акта1. Здесь, следовательно, под вопросом подразумевается исполнение вопрошания, т.е. активное полагание действительности вопрошания".Несомненно у Корета преобладает постановка вопроса как коммуникативного акта.
У Коллингвуда просматривается логическая составляющая вопрошания (его соображения о логике вопросов):
"является ли данное предложение истинным или ложным, осмысленным или бесмыссленным, зависит прежде всего от вопроса, на который оно предлагается в качестве ответа (344)У Коллингвуда рассмотрен логический аспект вопроса. Связь вопроса с суждением. Суждение служит ответом на поставленный вопрос.
[...] Таким образом, если данную доктрину критикуют за противоречивость, так как её можно разделить на две части Е и F, а Е противоречит F, то и критика обоснована только тогда, когда критик точно реконструировал вопросы, для которых Е и F служат ответами (Р.Дж.Коллингвуд.Идея истории. Автобиография. - М., Наука, 1980 - С.346).
Ибн Сина. Третий аспект вопрошания - гносеологический - схвачен у Ибн Сины (гносеологические вопросы):
Ибн Сина строит категориальную сетку или как можно было бы сейчас сказать "вопросную программу системы философских категорий". Уточняет последовательность постановки и рассмотрения исходных вопросов системы."Наиважнейшим является вопрос: «Существует ли данная вещь абсолютно или она существует лишь при каких-то обстоятельствах?». Этим вопрошающий желает узнать об одной из противоположных сторон. Другим важным вопросом является следующий: «Что есть эта вещь?». Этим вопросом иногда желают выяснить сущность субстанции данной вещи, а иногда — сущность понятия употребляемого названия. Вопрос: «Что есть эта вещь?» неизбежно предшествует вопросу: «Существует ли вещь?», ибо пока не узнают вещь, на которую указывает данное название, нельзя вести речь о ее существовании. В случае правильного отражения существа вещи она становится термином его субстанции или его описанием, если в нем имеет место какая-либо метафора.Важным является также вопрос: «Какая это вещь?», задаваемый с целью отличить одну вещь от другой. Важным представляется также вопрос: «Для чего эта вещь?», задаваемый с целью выяснения среднего термина, когда стремятся только найти подтверждение ответу на вопрос: «Существует ли вещь?» или задаваемый для познания сути причины, когда желают не только подтвердить ответ на вопрос: «Существует ли вещь?» и «Какова была вещь?», но и узнать одновременно причину этого [подтверждения]. Несомненно, этот вопрос как в потенции, так и в действительности ставится после вопроса «Существует ли вещь?» " (Ибн Сина. Избранные философские произведения. - М. Наука, 1980. - С.290).
Категория "Вопрос" в диалектической логике и у Протагора
В античности, уже у представителя старших софистов Протагора вопрос являлся значимой категорией речи. Как передает Диоген Лаэртский:
"...это он (Протагор) выделил четыре вида речи -
пожелание,
вопрос,
ответ,
приказ(другие выделяют их семь: рассказ, вопрос, ответ, приказ, сообщение, пожелание, обращение), назвав их основами речи" (Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. - М.,1979, С.376)
Помимо речи, вопрос рассматривается и как форма мысли. Если исходить из
универсума диалектической и формальной логики, то предметом первой и
второй, являются рассуждения.
В рассуждениях, исследуемых диалектической логикой, дополнительно к
суждениям в качестве базовых учитываются вопросы, оценки, императивы.
Три последние, оставаясь самостоятельными формами мысли, приводят к виду
суждений с тем, чтобы иметь возможность создать на их основе логические
исчисления (интеррогативная логика, логика оценок, логика
деонтическая).
В обычных же рассуждениях они используются в своей естественной
форме. Содержание вопросов, суждений, оценок и императивов может быть
связано двояким образом - посредством умозаключений и в диалогической
структуре рассуждения.
--
Комментариев нет:
Отправить комментарий