суббота, 24 октября 2015 г.

Начало элементарной диалектической логики


автор Грачев М.П.
Начало элементарной диалектической логики


Причастность рассудочной диалектической логики к диалектике

1. Элементарная диалектическая логика - это логика рассудка. Она непосредственно связана с традиционной формальной логикой (ТФЛ). Только в ЭДЛ или РДЛ расширен структурный состав штатных логических единиц аристотелевской модели естественного мышления человека.

2. Если в традиционной модели к основным формам мысли отнесены понятия, суждения и умозаключения, то в ЭДЛ добавляются вопросы, императивы и оценки.

3. Умозаключение - сложная (составная) мысль. Она связывает посылки и заключение обычного рассуждения. Посылки - это обязательно суждения (утверждения и отрицания), которые в двузначной логике принимают значения ложно/истинно. Чтобы связать в сложную мысль вопрос и суждение, форма умозаключение уже не подойдёт из-за того, что вопрос не принимает истинностные значения ложно/истинно. Поэтому в ЭДЛ вводится новая, более общая, форма связи мыслей в рассуждении: диалог.

4. Следующей новацией по отношению к ТФЛ является явное введение в структуру традиционной логики субъекта рассуждения, что позволяет корректно решить проблему конфликта Закона запрещенного противоречия формальной логики с Законом позволенного противоречия в диалектической логике.

5. Возникает вопрос. Если ЭДЛ  является расширением модели традиционной формальной логики, то в чём тогда состоит причастность рассудочной логики к диалектике? На чем такая причастность основывается? — Всё просто. ЭДЛ описывает развитие мысли при том, что источником самодвижения мысли является противоречие. Тогда как диалектика, если схватить её суть - это учение о противоречии, как источнике самодвижения и развития какого-либо объекта, явления, вещи, отношения, процесса, системы материальной или идеальной.


Субъект высказывания (рассуждения)

В элементарной диалектической логике учитывается, что высказывания кем-то произносятся. В символьной записи это будет выглядеть так:

Аi, Bj, Cx, Dy, Lz ... Rn         (1)

Обычно говорят о "точках зрения" на предмет; о всестороннем рассмотрении, о позициях, "обозрении всех возможностей" и т.п. Интерпретация субъектных индексов действительно может быть разной. И это никому не представляется противоестественным. Я просто показываю откуда всё растёт. Имеем исходную массовидную клеточку рассуждения - высказывание. Его элементарная структура:

A: s - p                (2)

Субъектность высказывания выразится в структуре

Ai: Si (s - p),         (3)
где
А - высказывание
S - субъект рассуждения (полисубъект высказывания);
s - стандартный логический субъект;
p - предикат;
i - индексация (персонификация) субъекта рассуждения и его высказывания.

В диалоге, споре возникает ситуация, когда один участник общения что-то утверждает, а его собеседник то же самое отрицает. В формальной логике этот факт выразится следующей записью:
A & не-А  = 0          (4)

В формальной логике не имеет значения от кого исходят взаимно исключающие суждения. В любом  случае противоречие ложно. Но в реальности каждый из спорщиков считает, что его высказывание истинное и аргументирует свою позицию. Если высказывания проиндексировать (персонифицировать), то уже нельзя будет однозначно заявлять, что противоречие ложно:
Ai & не-Аj  = ?          (5)

А если человек столкнулся с какой-то проблемой и пытается разрешить дилемму противоречащих высказываний? Я бы сюда прицепил такое понятие, как 'сознание'. Тогда вопрос будет звучать следующим образом: "Происходит ли разрешение противоречия интер- или интрасубъектно в сознании или во взаимодействии собеседников с общей структурой сознания?". На мой взгляд, здесь должен проводиться единообразный подход. Принцип разрешения противоречия один и тот же - аргументация и факты. И если я себе уже всё доказал ("Лучше гор могут быть только горы...", (с)), то операция доказательства повторяется уже с внешним собеседником (проверка 'во вторую руку').
--
Грачев Михаил Петрович.
Москва, 04 ноября 2014 года.

Источник: Грачев М.П. Начало элементарной диалектической логики http://philosophystorm.org/nachalo-elementarnoi-dialekticheskoi-logiki

--

Комментариев нет:

Отправить комментарий