суббота, 24 октября 2015 г.

Майевтика Сократа

МАЙЕВТИКА  — или мэевтика ( греч. ), букв. — повивальное искусство, с
которым герой платоновских диалогов Сократ любил сравнивать свой метод философствования ( Платон, Теэтет 150 а — 151 d, Пир 206 b — 208 е), (с) Яндекс.
Майевтика (др.-греч. μαιευτική — повивальное искусство, родовспоможение) — термин диалога Платона «Теэтет», означающий метод философствования, созданный Сократом. Суть метода. Майевтика была создана Сократом как искусство извлекать скрытое в каждом человеке знание с помощью наводящих вопросов. В ходе диалога Сократ вместо того, чтобы утверждать ту или иную истину, задает требующие последовательности вопросы, отвечая на которые, его собеседник формулирует дотоле неизвестные ему утверждения («рождает истину»). Отсюда и связь с повивальным делом: Сократ не делится истиной, а лишь помогает собеседнику самостоятельно создать её. Суть этого метода состоит в противопоставлении внешнего софистического знания внутреннему философскому знанию, которое каждый носит в себе и может в себе открыть, (с) Википедия.

Майевтика Сократа: диалектика как искусство вести беседу

Мое видение предмета:

Сократ трактует искусство вести беседу (майевтику, или диалектический метод) следующим образом: "речи исходят не от меня, а всегда от моего собеседника. Я же ничего больше не знаю, кроме одной мелочи: выслушать речь другого мудреца и, терпеливо исследовав её, понять (Платон. Теэтет. - Ленинград. Соцэкгиз. 1936 - С.54).

Итак, понять речь другого! Следуя Сократу, нацелимся тоже на понимание речи другого. Плюс терпеливое исследование. В чём оно состоит? В постановке вопросов и ответов на них. Этим Сократ прямо характеризует диалектика:
Сократ. Так не тот ли это, кто умеет ставить вопросы?
Гермоген. Верно.
Сократ. Он же – и давать ответы?
Гермоген. Да.
Сократ. А того, кто умеет ставить вопросы и давать ответы, мы называем диалектиком?
Гермоген. Да, это так.
(Платон, "Кратил")
Через тысячелетия, занимаясь, как сейчас сказали бы, саморекламой, Сократ говорит скептикам, утверждающим, что метод Сократа устарел, следующее:
"Сократ. О себе и о своем повиальном искусстве я уж молчу. Как посмеиваются над нами да и над всей нашей, полагаю я, диалектической методой! Действительно, исследовать и заниматься взаимными опровержениями представений и мнений, которые для каждого являются правильными, не значит ли вдаваться в бесконечную болтовню...?" (С.55). 
Встав на позицию такого скептика, не "уподобляемся трусливому петуху: уклонились от борьбы и запели, прежде чем победили" (С.61).
Однако, вернёмся к началам диалектики Сократа. Первое - это постановка значимого вопроса-проблемы:
"Сократ. Итак, я выдвигаю ужаснейшую проблему. Таковой полагаю является следующий вопрос: возможно ли, что бы одно и то же лицо, которое знает что-нибудь, не знало бы того, что оно знает?" (С.63).
Ужаснейшая потому, что речь идет о положении на котором, по всеобщему убеждению, покоится познание, именно о законе тождества задолго до Аристотеля.

Если я что-то знаю, то я это знаю. А если знаю, то как могу задавать себе вопрос об этом что-то? Ведь вопрос - это требование неизвестной тебе информации. Значит ли в этом случае, что задавая себе вопрос, тем самым проявляю неискренность, лгу самому себе? Либо вопросы самому себе - это логически невозможные высказывания.
Давайте разберёмся во всём этом, пока ещё мало сказанном!


Майевтика на деле

На деле майевтика проявляется в инсайте: Архимед выскочил из ванной с криком: "Эврика!".

Искусство ведения беседы проявляется в текстах, от которых мы получаем или не получаем удовольствие. Есть вещи, которые не передать словами. А только междометием. Остальное, учит Сократ, поддается исследованию. Причем исследование не кабинетное, а прямо на рыночной площади. В нашем случае, в живой беседе на форуме.

Ещё более конкретно. Есть признанные образцы: диалоги Платона, героем которых выступает Сократ. Перечитывать и перечитывать! Фрагменты приводить в качестве ссылок на те или иные изюминки метода и рефлексий самого Сократа по поводу этого метода.


Изюминки метода Сократа

Если диалоги перечитывать под углом используемых приемов ведения беседы, то пожалуй можно извлечь изюминки метода Сократа.

Что касается того, что и как спросить? Когда сделать заключение? В каком случае делать наведение,  а каком использовать Иронию, то это проблема.
Это, собственно, и есть мыслительный  акт: поиск решения в проблемной ситуации.

Проблемная ситуация - это такая ситуация, когда Вы первоначально не знаете, что и как делать. Чтобы выйти из проблемной ситуации, нужно найти существующие скрытые отношения, опора на которые приведет к построению адекватного решения.
Тут нужно делать усилие самому. Попросить подсказку со стороны? Тогда уже не будет собственного мыслительного акта.

Допустим, Вы ищете подсказку у философа Мамардашвили. Он пойдет Вам навстречу и прочтет лекцию в ответ на поставленный Вами вопрос. Чтобы сделать абстрактные и плохо уловимые вещи близкими и важными, Мамардашвили заверит: "Я буду опираться на ваши жизненные интуиции" (Пущаев Ю.В. Диалектическая логика и философия Мераба Мамардашвили. - Вопросы философии, 2005, № 12. - С.40)

Сформулировать вопрос, это уже половина успеха. Ваши вопросы: Что и как спросить? Когда сделать заключение? В каком случае делать наведение,  а в каком использовать Иронию. - Вот догадались же про эти вопросы. И тем самым ответили на свой первый вопрос.


Критика метода Сократа у его современников

В "Облаках" Аристофана, тот   жестко высмеивает Сократ будучи его античным современником.

--

Комментариев нет:

Отправить комментарий