среда, 21 октября 2015 г.

Оценка

Оценка — форма мысли, отображающая рефлексивное отношение субъекта рассуждений к своим и чужим высказываниям, а также, к предметам (вещам, объектам, процессам) внешнего и внутреннего мира (см. Грачев М.П. К различению оценки и суждения).

Оценка в структуре высказывания

И всё же, чем же оценка отличается от суждения? Мои тезисы:
1. Суждение объектно, оценка - метаобъектна (рефлексия над предметом, объектом, предложением, высказыванием).
2. Суждение имеет полную субъект-предикатную структуру, оценка - в штатной позиции безличное предложение (предикат без субъекта).
3. Предикат в суждении отвечает на вопрос, что утверждается (отрицается) относительно логического субъекта.
4. Предикат-оценка отвечает на вопрос, как оценивается (характеризуется), рассматриаемый предмет (суждение, вопрос, императив, оценка), взятый в качестве внешнего логического субъекта
В грамматике, оценка выражается безличным предложением разных типов, в том числе, безличным предложением выражается логическая оценка и онтооценка. По мнению Д.Н. Овсянико-Куликовского и А.М. Пешковского, наиболее древним типом являются предложения с собственно безличным глаголом, такие, как Светает; Морозит; Лихорадит. Появление безличных конструкций - это результат развития абстрактного мышления, поскольку в них налицо отвлечение от конкретного деятеля, вызывающего или производящего определенное действие.

В логике: [Истинно. Ложно] - это оценки элементарных высказываний.
Если смотреть на оценку со стороны суждения, то она вводится (приписывается суждению) извне и является одной из характеристик суждения.


Оценка в структуре логической формы "диалог" (обсуждение с ортодоксальным логиком*):
TS. :) А! Вот Вы всё это к чему. Так Вы конституируете оценку в отдельную логическую форму. Только вот относительно диалога... Не знаю - не знаю. Ивлев-то это точно в виду не имел. И не слишком ли широко так понимать диалог?

MG. Так, замыкание в цельную систему напрашивается само собой.

TS. Однако, такого рода обобщения пока выглядят отнюдь не логическими. Скорее общеметодологическими.

MG. Что это меняет? Разве можно обойтись без формулировки общеметодологических вопросов при переходе от старой логической модели естественного мышления, какой является "моно-логика", к новой модели, представленной "диа-логикой"?
________________
*) TS: Татьяна Викторовна Сальникова. Старший преподаватель кафедры онтологии и теории познания факультета гуманитарных и социальных наук РУДН. Область научных интересов: проблемы логической семантики, логический анализ естественного языка, проблемы обоснования логики, психологизм и антипсихологизм в логике, логические основы когнитивистики.

--

Комментариев нет:

Отправить комментарий